42

Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Тайны и интриги ледового катка.

Людмила Белоусова и Олег ПротопоповВ 2015 в сети появилось видео, где пожилая пара фигуристов очень красиво и чувственно танцует. Зрелище, конечно, необыкновенное. Самое интересное, что, глядя на эту пару, никогда не скажешь, что партнерше 79, а партнеру 83 года.

Уважаемые читатели, сегодня будем вспоминать Людмилу Белоусову и Олега Протопопова. Двукратных олимпийских чемпионов в Инсбруке -1964 и Гренобле-1968, пятикратных чемпионов Мира… обладателей приза Жака Фавара Международного союза конькобежцев, первых из советских спортсменов, которых занесли в Зал славы мирового фигурного катания.




Про них сейчас очень много пишут. И информация разная и противоречивая. Кто-то восхищается, кто-то, наоборот, поливает грязью. Но, по мне, так это — нормально. Во всяком случае, не забывают, как в случае с той же Полиной Астаховой — прекрасной советской гимнасткой.

Здесь я немного расскажу их историю, отвечу на вопрос: «где Белоусова и Протопопов сейчас?»  и постараюсь написать свой портрет этой неоднозначной пары. А еще вы узнаете, что Протопопов — не Протопопов 🙂

Сначала давайте посмотрим видео.

Впечатляет, конечно.

Друг без друга

Людмила БелоусоваЛюдмила Белоусова

Людмила Евгеньевна родилась 22 ноября 1935 года в Ульяновске. Там и пережила войну. В 1946 году семья Белоусовых переехала в Москву.

Про детские увлечения Людмилы я мало информации нашел. Знаю, что была очень подвижная, летом увлекалась теннисом, зимой коньками. Ну, это – нормально.

О карьере фигуристки не мечтала, пока не посмотрела фильмы «Серенада солнечной долины» (США) и «Весна на льду (Австрия)» с участием знаменитых тогда Сони Хенни и Евы Павлик.

Посмотрите эти старые кадры…

Вот, собственно, благодаря этим замечательным фигуристкам и появилась новая звезда.

В 15 лет некоторые уже заканчивают… Утрирую, конечно. Но, согласитесь, что начинать карьеру фигуристки в 15 лет как-то поздновато. Но, Белоусова решилась и настойчивость, талант, природные данные и первый тренер Лариса Новожилова сделали свое дело.

Начинала Людмила как одиночница, но после встречи с Олегом Протопоповым навсегда ушла в парное. Как видите, информации не очень много. Про Олега Протопопова по-богаче будет.

Олег Протопопов - ГруздевОлег Протопопов

Олег Алексеевич Протопопов родился 6 июля 1932 года в Ленинграде. Рос без отца (отец оставил семью, когда Олегу был год).

Мама — Агния Владимировна Гротт была балериной. Так что, любовь и понимание классической музыки, и развитое чувство прекрасного у Олега Алексеевича, можно назвать врожденным. Потом война, блокада… Скажу так: «Было очень трудно».

После войны Олег с головой ушел в мир классической музыки. Но, реализовать себя на этом поприще у Протопопова не получилось. В ленинградскую музыкальную школу Дворца пионеров его не приняли из-за ВНИМАНИЕ! отсутствия совершенного музыкального слуха. Вот и решил Олег доказать обратное если не за роялем, то на катке.

В общем, зимой 1947 года начал свои первые шаги в фигурном катании будущий двукратный олимпийский чемпион Олег Протопопов. Помогала ему в этом Нина Васильевна Лепницкая – замечательный тренер и вообще педагог.

А теперь посмотрите, пожалуйста, еще раз на эту фотографию. Ее предоставила одна из учениц школы фигурного катания Ленинградского дворца пионеров. На подпись обратили внимание? Справа — Олег Груздев. Да, вот так! Об этом мало кто знает, но первая фамилия Протопопова была — Груздев. Когда и зачем он ее сменил остается только гадать. Рискну предположить, что обида на отца была очень сильна. Но, это только предположение.

По воспоминаниям тех, кто с ним тренировался, Олег был замкнутым мальчиком, но фанатично влюбленным в фигурное катание. Успехи к нему пришли достаточно быстро. Навыки балетного танцовщика, которые привила Олегу его мама, очень пригодились. Его скольжение, прыжки и вращения были грациозны и элегантны. Единственное, с чем испытывал проблемы юный фигурист, так это с многооборотными прыжками. И решить эти проблемы Протопопов так и не смог.

Что касается амплуа, то начинал Олег, как и Людмила одиночником. Но, потом переквалифицировался и уже в 1954 году вместе со своей партнершей Маргаритой Богоявленской занял «почетное» третье место на чемпионате СССР. Правда выступало тогда всего 3 пары. 🙂

Встретились, чтобы больше не расставаться.

Встреча Протопопова и Белоусовой произошла в Москве в 1954 году на семинаре по фигурному катанию. Попробовали покататься вместе и поняли, что нужны друг другу.

На следующий год Людмила переезжает в Ленинград и с тех пор по сегодняшний день они не расстаются.

Успехи, борьба, слезы, бегство

Достижения легендарной пары

То, что сделали Белоусова и Протопопов для фигурного катания и престижа советского спорта переоценить сложно.

Они сумели превратить парное катание в настоящее искусство. Их катание завораживало зрителей и даже судей. Безупречное легкое скольжение, просто невероятная синхронность исполнения элементов, отточенное техническое мастерство… и все это в абсолютной гармонии с прекрасной классической музыкой Листа, Массне, Бетховена, Рахманинова.

Я прошу прощения у читателей за свою безграмотность. В классификации прыжков я не разбираюсь совсем. Для меня что «тулуп», что «аксель», что «ридбергер»… Но, зато я знаю что такое «тодес» и «поддержка». Так вот, «тодес» в их исполнении до сих пор считаются высшим проявлением мастерства. Повторить подобное мало кому удавалось.

Но, главное — они оживили, сделали зримой музыку. Они первые в мире перестали использовать музыку как фон, они вживили ее в свои переживания на льду.

О чем еще не сказал? Конечно, о любви. А между тем, любовь друг к другу и то, что они сумели перенести свои чувства на лед, возможно и была главная причина их успеха. Как они смотрели друг на друга во время танца! Насколько нежными и трепетными были их прикосновения. Так сыграть невозможно.

Тодес в исполнении Белоусовой и Протопопова

Тодес Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова

Слава советских фигуристов была просто невообразимой. Журналисты и специалисты всего мира пели дифирамбы нашей паре и вполне заслуженно. Залы рукоплескали.

Сейчас я еще раз перечислю титулы Олега Алексеевича и Людмилы Евгеньевны, но поверьте, в «сухом виде» они не отражают и сотой доли признательности, которой они имели на пике своей славы.

  • Двукратные Олимпийские чемпионы (Инсбрук 1964 и Гренобль 1968)
  • Шестикратные Чемпионы СССР (1961-1968)
  • Четырехкратные Чемпионы Мира и Европы (1965-1968)
  • Обладатели приза Жака Фавара Международного союза конькобежцев

Высоко взлетели… Тем больнее было падать

После Олимпиады в Гренобле спортивная звезда наших чемпионов пошла к закату. Сразу скажу, что этот период их биографии, как и бегство из страны — самые обсуждаемые темы. Вот некоторые вопросы, которые волнуют сейчас болельщиков.

  1. Действительно ли их выжили из фигурного катания, как утверждают сами спортсмены?
  2. Правда ли, что они могли в свои 37 и 40 лет соответственно, достойно выступить на Олимпиаде 1972 года в Саппоро?
  3. И, наконец, зачем было бежать из страны?

Мое мнение, что однозначных ответов на эти вопросы нет. Вернее, они есть, но, как вы сами понимаете, в любом интервью каждая сторона будет гнуть свою правду. Так что, друзья, просто почитайте мои домыслы. Возможно, они вам покажутся интересными.

Итак. Есть мнение, что с помощью административного ресурса и соответственно, каких-то интриг и козней стали продвигать молодую пару Роднина-Уланов. На всех внутрисоюзных соревнованиях, в том числе и на отборочных на Олимпиаду этой паре ставили заведомо завышенные оценки. В то время, как Белоусову и Протопопова засуживали. Все возможно.

Только зачем? Просто месть, как пытаются нам преподнести опальные спортсмены? Я так не думаю.

Согласитесь, что каковы бы ни были отношения между чиновниками и спортсменами (а они судя по рассказам абсолютно всех участников конфликта всегда были очень натянутыми), ни один чиновник не станет вставлять палки в колеса будущему олимпийскому чемпиону, если есть уверенность в его победе. Ну ведь никто же не мстил Людмиле и Олегу раньше.

Таким образом, если предположить, что Б&П не попали на свою четвертую Олимпиаду из-за преступного сговора чиновников, значит те были уверены, что ждать хотя бы пьедестала от этой пары больше не приходится. И пришло время страшной мести! Как вам такая версия?

Мое мнение несколько другое. дело, как мне кажется, не только в мести. Давайте на минуту представим, что и чиновники и судьи все-таки неплохо разбираются в фигурном катании в реалиях и тенденциях. И они реально видят, что парное катание меняется. Становится более динамичным и техничным. Что того уровня сложности программ, которые, пусть даже безупречно, катали Олег и Людмила, уже не достаточно для победы.

Но, с другой стороны есть пары, которые больше соответствуют новым веяниям в этом виде спорта. Те же Роднина-Уланов, Смирнова-Сурайкин.

Саппоро 1972. Роднина-Уланов, Смирнова-Сурайкин, Гросс-Кагельман

Как вы понимаете, Белоусова и Протопопов сами уходить не хотели (кстати, они и в 60 готовы были выступать на Олимпиаде, но об это ниже). Вот и возникает извечный вопрос: «Что делать?»

В общем так, даже если и стояла задача не пустить ветеранов на очередную Олимпиаду и был какой-то сговор, сделано это было не из мести, а чисто из прагматических и профессиональных соображений.

А вообще, если интересно почитайте книгу Елены Вайцеховской «Слезы на льду». Там найдете много интересной информации про мир фигурного катания. В том числе есть интервью с нашими героями.

Они должны были уйти сами

Как это сделали те же Пахомова и Горшков. И более того, я считаю, что П&Г как раз могли остаться. И была бы у них еще одна Олимпиада и еще одно олимпийское золото. Их никто не поджимал и не задвигал. Но, ушли, понимая, что выйти на новый уровень уже не смогут, а кататься на старом (пусть и высочайшем) не захотели.

Олимпийские чемпионы Инсбрука. 1976 год

С Белоусовой и Протопоповым все по-другому. Единожды получив признание и любовь зрителя и посчитав свое катание за эталон, они решили, что эталон останется таковым навсегда.

Да их катание действительно восхищает. Скольжение, синхронность, чувственность, пластика – все на недосягаемом уровне. Плюс прекрасная музыка. Но, времена меняются. И меняются зрительские симпатии и привязанности.

Лично про себя могу сказать честно, что задорное «Эх!» в катании Родниной, мне гораздо ближе чувственного «Ах!» Белоусовой и Протопопова.

Конечно, можно сказать, что я далек от прекрасного и от настоящего искусства. Ну, извините! Но, ведь я, наверняка, не одинок.

Зачем уехали?

После завершения спортивной карьеры в 1972 году Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич солировали в Ленинградском балете. Как позже выяснится, они долго и тщательно готовили побег из страны. Удалось это сделать только в 1979 году во время гастролей балета по Швейцарии.

Как утверждаю сами спортсмены, никакой политической подоплеки не было. Просто они по прежнему считали себя лучшими, а реализовать себя и продолжать творить, в СССР у них не было возможности.

Вот тут, честно говоря, ничего не понял. Если бы политические, все ясно и понятно. А здесь??? Может кто объяснит? Что нельзя было дома для себя или даже на показательных для зрителей творить? Да никто бы им не мешал! Значит что-то другое.

  • Корыстный интерес? Ну тогда, это — нормально. Более того, считаю, что абсолютно правильно поступили. Есть у меня подозрение, что как и большинство советских спортсменов их бы просто забыли. И тихонько прозябали бы наши олимпийские чемпионы на свою пенсию.
  • Корыстный интерес плюс жажда славы? Вот этот вариант мне ближе всего. И в нем тоже ничего криминального не вижу. Если есть желание (а его хоть отбавляй) и силы, чтобы продолжать радовать своего зрителя, да еще за хорошие деньги, почему нет? Ну и если уж так случилось, что они очень любят когда их хвалят, то тоже на здоровье.

Но, тоже в меру. Ранее я уже обмолвился, что Белоусова и Протопопов на полном серьезе хотели поучаствовать в еще одной Олимпиаде… в Нагано в 1998 году.

Откровенно говоря, жесть. И тут кроме откровенного неуважения к современному фигурному катанию, как олимпийскому виду спорта, я не вижу.

Вторая сторона медали

Так все-таки, что же за люди Олег Протопопов и Людмила Белоусова. Поверьте, составить портрет мне было очень тяжело. И главным образом в силу того, что на льду они одни, а вне фигурного катания абсолютно другие.

И еще, чтобы судить о человеке, как минимум надо с ним пообщаться. У меня такой возможности, к сожалению, нет, и вряд ли появится. Так что, все мои выводы были сделаны на базе опубликованных интервью со спортсменами, интервью с их бывшими коллегами по цеху и очерков журналистов, которые общались с ними.

Все понимаю. Говоря о себе, всегда можно чуть приукрасить, рассказывая про другого – чуть очернить. Журналисты, особенно советского периода, не всегда самостоятельны и объективны. Поэтому я оставил за собой право сомневаться. Делать «поправку на ветер». Как у Ильфа и Петрова: «Паниковский не обязан всем верить».

И вот что получилось, когда вся информация прошла через мой фильтр.

  • Великолепные фигуристы. Фанатично влюбленные в фигурное катание и в себя в фигурном катании.
  • Неравнодушны к славе и нетерпимы ко всему и ко всем, кто не считает их лучшими.
  • Все, что мешает наслаждаться собой, своим катанием и все, что мешает выставить эти чувства на всеобщее обозрение, вызывает у них обиду и неприязнь.

В общем, как это ни прискорбно, но они больше любят себя в фигурном катании, а не наоборот.

Знаю, что такой вывод многим не понравится. Но, это всего лишь мое видение и понимание. У вас может быть абсолютно другое.

И как бы там ни было. Я, действительно, благодарен и Олегу Алексеевичу и Людмиле Евгеньевне за то, что они в свое время сделали для страны и для фигурного катания. Действительно, восхищен их спортивным долголетием и восхищен их преданностью друг другу и фигурному катанию.

И от всей души желаю им здоровья.

2014

Сейчас эта прославленная пара проживает в швейцарском городке Гриндельвальд. Живут  друг для друга. Детей нет. Как вы понимаете, все свое время отдают фигурному катанию.

Уважаемые читатели, если вам есть что рассказать про Людмилу Евгеньевну и Олега Алексеевича, говорите.
Пишите в комментариях или присылайте интересные истории через форму обратной связи на странице «Прислать письмо». Страна должна знать своих героев.

На этом все. До скорой встречи.

Юрий Меламуд и dahusim.ru

Если статья понравилась, поделитесь ею с друзьями.
Очень плохоПлохоНа троечкуХорошоОтлично (голосов: 21, в среднем: 4,14 из 5)
Загрузка...
Для неравнодушных. Поддержать проект

комментария 42

  1. Прочитала. Не знаю, не видел, не разбираюсь — но осуждаю! Только так могу прокомментировать это. И ведь подобный подход не нов, увы. Но с появлением Интернета каждый, кто умеет складывать слова (даже с кучей ошибок в них!), тщится выдать что-нибудь эдакое. И желательно похлеще. И желательно в отношении великих. Пусть ПЛЮНУТЬ в вечность, но ведь в ВЕЧНОСТЬ же. Печально…

    • Не тронь святое! Если что и было, то этого не было, а пусть даже и было, но не вам судить. Вот так, Наталия я могу прокомментировать Ваш отзыв.
      И все-таки можно конкретнее? Где Вы увидели осуждение и, тем более, плевок?
      И еще. Мне на почту пришел отзыв по смыслу очень похожий на Ваш. Только, более развернутый. Я его опубликую отдельным постом, где постараюсь также развернуто ответить.
      А если в двух словах, то я, действительно, считаю их величайшими спортсменами 20 века, восхищаюсь их преданности ФК и спортивным долголетием и, чтобы вам было понятно, понимаю и поддерживаю их отъезд. Но, делать из них идолов тоже не собираюсь.

      • Юрий! Талантов не судят, с моей точки зрения они заслуживают восхищения не важно( устарела ли эта модель), одна их судьба !!!! Чего стоит??? Как они оба пришли к фигурному катанию?? Как катались!!!!! Но, да!!! Возраст и устарели!! И их списали бы!!!и это норма по-русски, сидите тихо и вспоминайте дома свои былые заслуги. Вы обвиняете их что они любили себя в спорте… Ребята, а что не нормально ?? Им не за что себя любить в спорте??? Уехали, единственный правильный выход, молодцы .. и были востребованы до 80 лет. Уважение к ним, они своей любовью себя в фигурном катании страну подняли на тот момент на какой уровень!!!!!! Перестаньте судить!!! Кто вы и мы такие???? Что мы или вы в частности сделали для страны??? Или много у Вас знакомых известных личностей , которые до 80 лет востребованы людьми , их хотят видеть!!! Красиво или нет их катание в преклонном возрасте!!! Ребята, вы думаете когда пишите??? А уважение к возрасту, что они могут выйти на лёд, что они поддерживают себя в форме соотвественно своему возрасту …. разве этого мало???? Жаль людскую сущность, осудить сделать вывод.. кто мы чтоб судить???

        • Здравствуйте, Анна. Отвечу на главный (на мой взгляд) Ваш вопрос:

          Перестаньте судить!!! Кто вы и мы такие???? Что мы или вы в частности сделали для страны???

          Так вот.
          1. Я — гражданин той самой страны (вернее, был им). Один из миллионов, благодаря кому страна существовала в том виде, в котором весь мир ее знал. Или Вы считаете, что слава и мощь страны — это исключительно герои спорта, космонавты и генсеки?
          2. Я — болельщик, ради кого, спортсмены побеждают и ставят рекорды (по словам этих самых спортсменов).
          3. И наконец, я — тот самый болельщик, благодаря кому спортсмены действительно побеждают. Подбадривающее «Молодцы» или гневное «Судью на мыло» или просто аплодисменты…

          Так что, имею, Анна… Полное право имею….

          Что касается Белоусовой и Протопопова… Я их не сужу, а высказываю МОЕ к ним как к фигуристам и как к людям отношение.

  2. Замечательные и великие люди, а то что уехали из страны, так многие уезжали. Я только рада за них. Очень интересная статья. Спасибо.

    • Не за что, Ольга. Вот именно, что правильно сделали. Спасибо, за комментарий.

  3. Юра, я помню в детстве смотрела, по возможности, все их выступления. Они были бесподобные… а уехали… так многие уезжали, и я вот…

    • Лара, да я обеими руками за их отъезд. Правильно сделали. Ато, было бы как с Астаховой. А фигуристы они были, действительно, от Бога.

  4. Да дело не в том,уехали не уехали. Это вторично. Великие фигуристы,Великие люди.Просто спасибо Вам Юрий , что напомнили о них. А то ведь опроси сейчас юных фигуристов, большая часть из и понятия не будет иметь об этой легенде фигурного катания!

  5. Хорошая, и очень интересная заметка! И на самом деле, совершенно не важно уехали из страны или остались. Просто так не уехали бы, значит была причина! Не судите … говорится в Библии.
    Величайшие спортсмены, которые подарили нам много прекрасных минут! Мы же от телевизора не отходили. и гордились тем, что это наши спортсмены!
    Юрий, спасибо Вам большое за то, что напоминаете нам о великих людях нашей страны, и о наших эмоциях, которые мы испытывали, болея за них!

  6. Все таки нам есть чем гордиться. Ведь я помню свое детство и помню, как бежали смотреть на эту нереальную красоту и виртуозность на льду…
    Жизнь сложилась так, как сложилась. Осуждать мы не имеем права, по моему. Наоборот надо гордиться ими.

    • Алла, мы и гордимся тем, что они сделали для советского спорта

    • Да почему мы должны осуждать? Они пытались что-то изменить. Не смогли, и решили уехать. Сейчас бы им и ни слова никто не сказал, уезжают хоккеисты, футболисты, боксёры. Глобализация и в спорте тоже. Кто-то и х предателями называл, я против. Никого они не предавали, жили для себя, это да. Но кто может их осуждать? У нас много артистов, спортсменов жили для себя, никто их не осуждал.
      Простите за некоторый сумбур…

      • Все, верно, Андрей. Да никто (во всяком случае,я) их за отъезд не осуждает. Да и стоит ли сейчас об этом. Вечная память Людмиле Евгеньевне. И спасибо ей.

  7. Думаю, правильно, что они уехали. Вспомните СКОЛЬКО значимых когда-то для страны людей были забыты и умерли в нищете?! Печально, но факт: в нашей стране страшно быть старым и, не дай Бог, больным. ПРАВИЛЬНО, что они уехали. Возможно, не во всем они правы, но они позволили себе выбрать достойную жизнь и достойную старость. Это их выбор! И я его уважаю! Спасибо вам за статью. Независимо от вашего мнения, статья написана очень корректно, без ярлыков.

  8. Юрий, добрый день. В своей отличной статье Вы сами правильно ответили на все свои вопросы. Два некрасивые на лицо человека на льду делали чудеса. Все ими восхищались. Но настало время, когда в силу возрастных обстоятельств они затормозились в своём развитии. Все это видели кроме их самих. Интриги здесь были не причём, хотя они, конечно, присутствовали. Они считали себя лучшими, и поступили так, как поступили. Я их не осуждаю. Пусть катаются и дальше. Но как сказали о Майё Плисецкой: — В 60 лет танцевать можно, но смотреть….

    • «… они затормозились в своём развитии. Все это видели кроме их самих» Да. Святослав, именно это я и хотел сказать в своей статье. А про Плисецкую это Григорович сказал. И, думаю, он прав.

  9. Хорошая статья.Все объективно и правильно. У меня такое же мнение.

    • Спасибо, конечно, за отзыв. Вот бы еще конкретики хоть немного… А так, очень на спам похоже.

  10. Юрий! Честно говорю, эти имена первый раз услышала) Видео посмотрела, заинтересовалась) всё про них прочитала) и вашу статью-заметку прочитала с комментариями) Я выросла, как и все в моём возрасте,) на фигурном катании и балете по ТВ)))
    Хорошо и спасибо, что написали про них) жалко, что детей у них нет…

  11. Юрий огромное спасибо!Прочитала статью на одном дыхании! Воспоминания и удовольствия от их катания помню до сих пор.Фигуристы замечательные -а как прекрасно выглядят сегодня! Пишите -буду с удовольствием читать.

  12. Несколько лет назад, был показан документальный фильм про них, так вот моё мнение полностью совпадает с вашим. Да это очень талантливые спортсмены, но в какой то момент остановившиеся в своём развитии. Которые получив свой кусок славы решили, что выше уже некуда, и искренне удивляющиеся тому, что кто то считает по другому, и не продолжает им петь диферамбы. Может я очень жёстко выскажусь, но для меня это абсолютно самовлюбленные люди, обиженные на весь мир за то, что их забыли, не уважающие и не признающие чужих талантов и заслуг, искренне считающие, что они до сих пор должны считаться самыми лучшими, несмотря на то, что спорт ушёл ооооочень далеко вперёд. У меня они вызвали чувсво неприязни чисто человеческой. Люди требующие. К себе любви, восхищения и уважения кроме своих заслуженных наград принесенных стране, больше ничего, не для кого не сделали. Они никого кроме себя не любили, даже своих родных, которые пострадали после их отъезда. Они не передали свой опыт, и тд, и тп..Они все годы, после завершения карьеры снимали фильм о себе любимых. Вобщем абсолютные, самовлюбленные эгоисты. Мне они крайне неприятны, несмотря на все их заслуги. Кстати живут они очень и очень скромно для таких, как они считают великих звёзд, и наверное это справедливо, на мой взгляд….

    • Полностью с вами согласна Ольга!
      2 олимпийские медали для страны это огромная заслуга… но на этом пожалуй и все..

      • 100% Ваша правда.видела фильм и поразилась ,как люди ничего не видят.живут оторванные от жизни,кроме фотокамеры и себя любимых никого нет. У меня чувсво гадливости возникло,не люблю невозвращенцев..

  13. Сегодня СМИ сообщили о смерти 81 летней Людмилы Белоусовой.

    • Да, Ольга. К сожалению, Людмила Евгеньевна умерла.

  14. Весть о кончине Хью Хефнера висела в Яндексе целые сутки, а о Людмиле Белоусовой вторые сутки — НИ СТРОЧКИ… Белоусова / Протопопов оставили красивый след в спорте (тогда это было больше искусством) , их до сих пор помнят, а уйти вовремя, на пике славы и на нём же остаться навечно — самое сложное… Юрий, хорошая у Вас статья.

  15. А я не слышала этого сообщения. Хотя новости всегда проверяю в Яндексе и по ТВ смотрю вечером или слушаю. Жаль что так….Светлая память.

    • Здравствуй, Людмила. Да, новость громкая, но прозвучала тихо. Я сам по посещалке блога узнал. Взлетела до 2,5 к. Сразу понял, что кто-то из них ушел. Оказалось, Белоусова. Светлая память.

      • Доброе утро)
        2,5 — это сильно, вот надо ж… «Не было бы счастья — несчастье помогло» )) -звучит цинично, но верно. Так Людмила Белоусова пережила ещё раз минуты своей, так до конца и не раскрывшейся славы…. И Дахусим заодно…
        Юра, а что со статьёй о матче? И видео то где же.. ж?? :))

  16. Спасибо Вам большое за очень хорошую статью. С удовольствием вспомнила то время,когда мои родители бежали к телевизору, чтобы посмотреть на Белоусову и Протопопова. В их выступлении было не только красивое ,абсолютно синхронное катание, но еще были нежность, любовь и удивительно трогательные отношения. И это было прекрасно! Очень жаль, что в нашей стране о них почти не вспоминают.

    • Спасибо, Ольга за отзыв. Вы очень точно заметили… «БЕЖАЛИ». Именно! Тогда мы, действительно, ждали выступления любимых спортсменов и, действительно, бежали к телевизору. Кто на Белоусову и Протопопова, кто на Пахомову и Гошкова, кто на Фирсова, кто на Метревели посмотреть. А вот сейчас, почему-то бежать не хочется.

      Очень жаль, что в нашей стране о них почти не вспоминают.

      Две причины:

        1 Они опальные
        2 Сейчас у нас в стране ни о ком из них почти не вспоминают
  17. Люди творческие всегда живут «немного» не по общим правилам(это я в хорошем смысле — они более ранимы, эмоциональны, да, им,как воздух необходимо восхищение!!!) Белоусова и Протопопов более артисты, чем спортсмены! Хорошо, что их помнят на родине! Жаль, если с их отъездом кто то пострадал из родственников, только это не их вина…

    • Здравствуйте, Галина. Спасибо за комментарий.

      Белоусова и Протопопов более артисты, чем спортсмены!

      Вы знаете, в этом что то есть! Но, думаю, что и артистизм и спортивная целеустремленность в них очень гармонично сочетались.

  18. Спасибо, Юрий. Хорошо, что вспомнили о прекрасной паре. Я их отлично помню. Точеная фигурка Людмилы и стройная у Олега врезаются в память. Не надо делать какие-то выводы, строить догадки. Случилось, как случилось. Кому это приятно!? С ними действительно тогда обошлись по-свински. Никто, кажется, не провожал из коллег и чиновники какие-то гадости им вслед посылали. Мы всегда замирали глядя на них. Достойная пара. И ведь они все делали сами! Никто им не помогал. И победителей не судят! Они первые принесли нашей стране золото. И фигурное катание стало любимым спортом наших людей благодаря им!. А вот вам бы я советовала проверять грамотность статей. В данной статьи не только синтаксис страдает. Допущено много грамматических ошибок. А так, молодец, что написали. Лингвист Л.А. Обуховская

    • Здравствуйте, Людмила. Спасибо за комментарий.

      Не надо делать какие-то выводы, строить догадки.

      Честно говоря, очень странное пожелание автору. Я что-то слабо представляю себе статью без собственных мыслей.

      С ними действительно тогда обошлись по-свински. Никто, кажется, не провожал из коллег и чиновники какие-то гадости им вслед посылали.

      Ну тут ничего удивительного нет. По «свински» обходились со всеми, кто имел наглость покинуть Союз.

      И победителей не судят!

      А вот подобные фразы мне порядком поднадоели! «Победителей не судят!», «Не нам (Вам) их судить», “Не судите, да не судимы будете”…
      Очень прошу внимательно читать статью и не только на предмет проверки грамотности.
      Я Белоусову и Протопопова ни в чем не осуждаю и тем более не сужу! Я просто не делаю из них святых мучеников. А это, я так понял, наказуемо!

      А вот вам бы я советовала проверять грамотность статей.

      Спасибо, постараюсь учесть

  19. Сообщение:
    Здравствуйте, Юрий!
    Прочитала статью, во многом согласна с Вами. Вспомнила Белоусову и Протопопова, посмотрела их выступления. Нашла информацию о них.
    Вероятно, Олег Протопопов носил сначала фамилию отца (Груздев), хотя достоверно не известно. А потом взял девичью фамилию матери. Откуда фамилия Гротт — пока не выяснила.
    Груздева-Гротт (Протопопова) Агния Владимировна (1909-1991), балерина, хореограф. Мать двукратного олимпийского чемпиона по фигурному ка­танию О.А.Прогопопова и хореограф пары Белоусова- Протопопов.
    По воспомина­ниям А.И.Смирновой (пока что не подтверждённым до­кументально) — жила с сыном и мужем, поэтом Серебря­ного века Д.М.Цензором в Толстовском доме. Похоро­нена на Литераторских мос­тках Волковского кладбища, в одной могиле с мужем Д.М.Цензором.
    С уважением, Надежда

  20. Мама Олега Протопопова — Анна Владимировна Груздева ( сценический псевдоним — Агния Гротт ), первым мужем которой был Алексей Кузьмич Протопопов ( отец Олега Алексеевича), а вторым — Дмитрий Михайлович Цензор. Соответственно, Груздев — мамина фамилия, которую и носил Олег. Он нередко подписывался — Олег (Груздев) Протопопов

  21. Их взлет совпал с годами моей молодости. И я был ОЧАРОВАН их катанием. Да! Роднина с партнерами в спортивном плане достигла большего. И мое восхищение и гордость. за ее спортивные достижения и подвиги безгранична. Но ОЧАРОВАНИЯ не было.
    Людмила и Олег, внеся в катание элементы хореографического творчества, принципиально изменили его суть. Но я им благодарен за то. что и 50 лет спустя
    мне достаточно закрыть глаза и снова «вижу» это божественное скольжение от начала и до конца выступления.
    Я им благодарен и желаю, что бы и по жизни у них было все хорошо. Если получилось — Слава Богу. А, если, и них не получилось, то жаль.

    ;

  22. P.S.
    Просмотрел дискуссию и подумал: «А может их спортивная судьба — аргумент к моему тезису о :60-х, как о начале наступления профессионализма в олимпийском спорте?

  23. Вот и ушла знаменитая пара в вечность! Останется лишь историей…
    Процитирую слова из Комсомолки:
    «»Олег Протопопов и Людмила Белоусова прожили большую и противоречивую жизнь. Чтобы принимать или судить их поступки и решения, нужно было пройти с ними все — от блокады Ленинграда до одиночества пустой швейцарской квартиры. Но то, что они сделали для нашего фигурного катания, для признания и восхищения им во всем мире — это действительно бесценно.»»
    Оказывается, урна с прахом Людмилы до сих пор хранилась в швейцарской квартире.
    Земля им пухом!

Добавить комментарий для Юрий Меламуд Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *