Сначала по аналогии с Белоусовой и Протопоповым хотел объединить Пахомову и Горшкова, но, потом решил, что Людмила Пахомова заслуживает отдельного поста (впрочем, как и Александр Горшков).
Близкие, друзья и все, кто ее любил, называли Пахомову Милой. По другому, никак. Все мы помним улыбку, жизнерадостность и заражающую и безудержную энергию. Когда я пишу «все мы», то имею в виду даже себя.
Я еще был совсем мальчишкой, когда впервые увидел ее выступление. Естественно, фигурное катание меня волновало меньше, чем хоккей. Но, честное слово, я до сих пор помню глаза моей мамы, когда она смотрела на пару Пахомова-Горшков. Они искрились! По-другому я не знаю, как сказать. Мама была просто влюблена в Пахомову. В ее улыбку в ее темперамент.
Возможно, эта влюбленность передалась и мне. И сейчас я точно знаю, что именно благодаря этой необыкновенной женщине я не переключал телевизор, когда показывали фигурное катание.
Людмила Пахомова. Биография.
Людмила Пахомова и Александр Горшков — первые в мире олимпийские чемпионы в спортивных танцах на льду. Они показали нам не просто катание в паре под музыку. Они создали танец – как произведение искусства.
С первой тренировки ее выгнали за черные ботинки и папа в видел в дочери парашютистку.
Людмила Пахомова родилась в Москве под Новый год 31 декабря 1946 года. Не знаю, что такого увидел в крошечной девочке ее папа — Герой Советского Союза полковник авиации Алексей Константинович Пахомов, но с самого рождения Милы он видел ее парашютисткой. И что самое интересное, то, что делала Людмила Пахомова на льду, и правда, можно назвать полетом. Так что отец не сильно-то и ошибся.
В семь лет она пришла в фигурное катание. Вернее ее бабушка привела. Трудности у будущей олимпийской чемпионки начались с первой тренировки. Милочку выгнали! Выставили за то, что ботинки коньков были черные.
Как выкрутились родители не известно, белые ботинки достать было практически невозможно, но Пахомова стала тренироваться.
Как это часто бывает с великими впоследствии спортсменами, в начале спортивного пути их недооценивали. Недооценили и Милочку. Возможно, ее полнота мешала разглядеть в маленькой звездочке большую звезду.
Обидно, досадно до слез. Но, надо было понимать, что у Людмилы был характер отца. В итоге смесь полученного по наследству сильного характера и просто детского упрямства и не дали Пахомовой повесить коньки на гвоздик.
Потом был поиск.
Пахомова пробовала себя и в парном катании, и в одиночном. Танцы она почему-то считала несерьезным делом. Но перспективы и там, и там были слабые. Поиски продолжались 10 лет! Начали даже появляться мысли уступить уговорам отца и пойти в ДОСААФ. Ну не хотела она быть на средних ролях.
И все-таки, что-то щелкнуло. Какая-то чуйка сработала, и Пахомова согласилась на уговоры своего бывшего тренера Виктора Рыжкина серьезно заняться танцами и даже стала с ним в пару. Не знаю, можно ли сравнивать решение заняться танцами на льду, с решением прыгнуть с парашютом? Наверное, да. Ведь на самом деле, Пахомова сделала прыжок в неизвестность.
Про танцы, даже в мире мало знали. И вообще, несмотря на красоту, до начала 50 годов они считались чуть ли не «байстрюком» фигурного катания. Только с середины 20 века эта дисциплина была включена в программу мировых и европейских чемпионатов. Про олимпийские игры никто даже не заикался.
Но, Пахомова прыгнула!
Результаты пришли быстро. И в 1964 году Пахомова и Рыжкин становятся чемпионами СССР. Это, конечно, результат. Но, говорить о классе, о величии было еще рано. Конкуренция в союзе тогда была крайне мала, а сравнивать катание наших спортсменов и ведущих зарубежных было просто немыслимо.
Однако, Людмила была настоящей спортсменкой. Воля, характер, упорство, пытливость. Кстати, сама Людмила Алексеевна никогда не считала «кровь, пот и сверх нагрузки» достоинствами спортсменов. Раз ты в большом спорте, значит все вышесказанное это – часть работы. А вот умение искать и учиться дано далеко не каждому. Пахомова умела. И продолжала искать и училась. Ну вот пожалуйста, яркий пример.
В 1965 году в Лужниках проходил чемпионат Европы. Пахомова и Рыжкин на него не попали. Да и, честно говоря, соперничать со звездами типа Дианы Таулер и Бернарда Форда наша пара была еще не готова. Там было все и техника, и скорость, и главное, отличный художественный вкус.
Но, неугомонная и пытливая Пахомова не ограничилась простым созерцанием выступления звезд с трибуны. Пока длился чемпионат, она присутствовала на всех тренировках зарубежных танцоров и, более того, тренировалась вместе с ними! «Наглость» Милы переходила всякие границы. Она просто «уводила» великого Бернарда у его партнерши и просила научить какому-либо элементу. И самое интересное, что Форд (да и Диана тоже) с удовольствием учил «нахалку».
К месту вспомнил или нет, но, похоже, общеизвестное выражение одного политического деятеля «Учиться, учиться и еще раз учиться» Пахомова твердо усвоила.
Жажда нового привела ее в ГИТИС.
ГИТИС новый и необходимый этап в жизни Людмилы Алексеевны. Наверное, опять 6 чувство ей подсказало, что совершенствовать технику катания для покорения вершин недостаточно. Людмила, хотела лучше понять, прочувствовать, усовершенствовать сам танец. Чтобы зритель увидел не только виртуозное скольжение коньков, но и цельный образ, душу исполнителей.
И опять прыжок, и опять в неизвестность. Не имея хореографического образования при огромном конкурсе, Пахомова добивается того, что ее принимают условно (ради эксперимента). Уж очень убедительно доказывала она, что современное фигурное катание просто не может больше существовать без специалистов с балетмейстерским образование.
Справедливости ради, давайте не будем забывать, что к тому времени Пахомова уже была чемпионкой СССР. Так что поступить ей помогли не только настойчивость и счастливая звезда.
Ох и тяжело же далась учеба Людмиле. Мила просто не справлялась с программой. Отсутствие знаний и опыта приводили к тому, что страдали все и она и преподаватели. Ничего не понимающая в искусстве танца Пахомова, доводила до истерики мудрых преподавателей, привыкших иметь дело с профессиональными танцорами.
«Пахомова, а у вас нет сейчас тренировки? Нет? А я так надеялся…» так реагировал на присутствие Людмилы на уроке ее преподаватель класса Петр Антонович Пестов. И все же Людмила Алексеевна была благодарна ему за науку, за отношение. Так давайте, и мы отдадим ему и другим преподавателям должное, и поблагодарим за их терпение. Спасибо.
То, что дал ГИТИС великой фигуристке переоценить сложно. Пахомова научилась главному, понимать красоту, чувствовать и видеть прекрасное. Она стала жить искусством. В итоге, когда искусство и спорт соединились, родилась та Пахомова, которую боготворит весь мир.
Пахомова-Горшков-Чайковская
В 1970 году Пахомова получает диплом ГИТИСа. Этот же год принес ей и звание чемпионки мира в Любляне (Югославия). Ей и ее новому партнеру Александру Горшкову.
«Хочешь со мной кататься?». Такое предложение сделала чемпионка СССР и участница международных соревнований по спортивным танцам на льду Людмила Пахомова перворазряднику Александру Горшкову.
Вот так просто! Постояла, посмотрела как катается парень и сделала предложение. Трудно себе представить, что творилось в душе у Александра, и как тяжело ему было сделать выбор. С одной стороны ЦСКА, известный тренер (кстати, Рыжкин) и партнерша. С другой, пусть и чемпионка, но без клуба и без тренера. Да, Пахомова к тому времени уже перестала кататься с Рыжкиным, и была, что называется, в свободном полете.
Горшков выбрал Пахомову. Или Пахомова Горшкова? Да, не знаю я. Сами решайте. Да и не все ли равно? Главное, что они стали кататься вместе.
Сначала тренировались сами. Где придется. Куда пускали. Работали без тренера. Вернее Пахомова сама была тренером. Для себя и для Александра. Потом появилась Елена Чайковская – выпускница ГИТИСА с очень интересной профессией «балетмейстер на льду»
С этого момента в паре Пахомова и Горшков не стало чемпионки СССР и перворазрядника. Абсолютно равноправные партнеры. Равноправные, но такие разные. Бурлящая энергией Мила и спокойный, церемонный Александр.
Елене Анатольевне удалось увидеть и гармонично соединить все лучшие качества партнеров. Она создала настоящий зрелищный танцевальный дуэт. Где во всей красе проявляются отношения мужчины и женщины. Они стали единым целым с одним дыханием.
И опять поиски. Понимание того, что нельзя было повторять того, что делали другие, заставили искать свой неповторимый индивидуальный стиль. Быть новатором всегда сложно. Для этого нужны силы, упорство и настойчивость не только чтобы создавать, но и чтобы защищать созданное. Скептиков было масса. Но, ребята не сдавались и твердо стояли на своем.
И эта настойчивость, постоянный поиск и высочайший уровень мастерства помогли им сделать настоящие спектакли на льду, которые полностью изменили застойный строгий, академический стиль. Появились «Вдоль по Питерской», «Соловей», «Озорные частушки» и, конечно «Кумпарсита».
Они совершили революцию, которая была принята всем миром. Их любили зрители, и по достоинству оценивали судьи.
Десять лет им не было равных!
- шестикратные чемпионы Европы (1970, 1971, 1973—1976),
- шестикратные чемпионы мира (1970—1974, 1976),
- чемпионы Олимпийских игр (1976)
- и неоднократными чемпионами СССР.
И главное их достижение это – прописка танцев на льду на Олимпийских играх.
Кумпарсита Пахомовой и Горшкова – танго прощания.
Сразу после победы Олимпийских игр в Инсбруке в 1976 году Пахомова и Горшков решили завершить карьеру.
Могли ли продолжать? Наверное, да. Людмиле было 29, Александру – 30. Во всяком случае, еще один предолимпийский цикл сумели бы кататься на том же уровне. И побеждали бы. Но в том и дело, что на том же. А это категорически не устраивало ни Пахомову, ни Горшкова. Пропал запал. А без искры, без души они танцевать не хотели.
Ну, что тут сказать? Им виднее. Также, как и виднее было другой нашей звездной паре Белоусовой и Протопопову, которые в отличие от Пахомовой и Горшкова, уходить не хотели.
Провожали Милу и Александра очень красиво. Был прощальный бал во Дворце спорта. Была музыка, были танцы, были цветы. И была прощальная «Кумпарсита»
«Кумпарсита»! Визитная карточка Пахомовой и Горшкова. Настоящее танцевальное чудо на льду.
Все показательные выступления заканчивались этим танго. Зрители требовали, Пахомова и Горшков с удовольствием исполняли. И все по замкнутому кругу. Удовольствие и вдохновение, с которым исполнялся этот танец, передавались зрителю и те вновь и вновь требовали повторения.
Придумал «Кумпарситу» Анатолий Чайковский — муж Елены Анатольевны. В одном старом фильме он видел, как исполнял это танго знаменитый в то время Рудольфе Валентино. Посмотрите и Вы.
«Кумпарситу» поставили за одну ночь. Так обычно рождаются шедевры. Это был их танец, который полностью соответствовал их темпераменту и обаянию.
Пахомова ушла, а танец остался?
Пожалуй, я буду заканчивать. Можно было еще написать про успехи Пахомовой на тренерской работе и про отношения между мамой Милы и Александром Горшковым и про болезнь… Но, не хочу. Хочу улыбку Милы в пол лица и горящие глаза, такие же, как у моей мамы, когда она смотрела на пару Пахомова-Горшков.
Дорогие друзья, говорят незаменимых нет. Так ли?
С уважением, Ю. Меламуд и «dahusim.ru»
Вот сейчас читаю, смотрю черно-белые фотки и понимаю, как же давно это было. Время — штука просто неумолимая. Но как же мы за них болели…
Да, Алла. Фотки черно-белые, но трава, как казалось, была все-таки зеленее 🙂 Мы болели и мы их любили. Поэтому и помним…
Спасибо что зашли.
Спасибо за статью) Обожаю эту пару с раннего детства)
Спасибо, Плюсик. Действительно, очень много радости они в свое время нам доставили
Самые красивые, самые талантливые, самые достойные. Миле Пахомовой вечная память
Спасибо, Людмила. Очень красиво сказали
В детстве родители отправляли спать, а я в двери подглядывала за соревнованиями фигуристов. Пахомова с Горшковым была любимая пара мамы и моя. Спасибо за предоставленную возможность вновь посмотреть выступление этой пары. Великих трудно заменить, порой невозможно.
Ах,Юрий, читала статью, посмотрела видео и невольно появилось ощущение, что я опять вернулась во времена своей юности, когда редкий человек, особенно, женщина, не смотрели фигурное катание.
Да, рано Пахомова и Горшков ушли из спорта — 30 лет не возраст, но, возможно, в этом и есть Поступок с большой буквы. Они не могли и не хотели что-то делать без запала, не от души. Спасибо за память!!!
Красивая получилась статья про Милу) Пахомову и её партнёров. Про Рыжина вообще не слышала. Горшков — да! В парном катании в это время были Роднина и Уланов, которого сменили на Зайцева. Если я ничего не путаю)) И эта пара долго каталась, хотя они были ровесники Милы. У каждого своя судьба, это верно.
Обожаю) когда маленькая ходила на фигурное катание, мама всегда мне ее в пример приводила 🙂
Замечательная статья) Заряжает потоком эмоций от нахлынувших воспоминаний. Спасибо большое!